чиво ето ?

Русские пишут, что возможно сделают на основе Су-34 одноместный ударный самолет, который в будущем возможно заменит штурмовики Су-25.

Чёй то ? 😏🤦

“Одноместный вариант Су-34” это фактически Су-27М (ну, то есть Т-10М) с усиленной защитой, возможно с двигателями от Су-34, и взлетной массой … хмм … под 40 тонн (?). А зачем ?

Су-25 почти всем хорош (выская боевая живучесть за счет продуманной защиты самолета, большая, достаточная, боевая нагрузка), это почти идеальный штурмовик. За исключением пожалуй что боевого радиуса действия, который, разумеется, меньше чем у фронтового бомбера (Су-24, Су-34). Видимо именно это и навело умельцев из КБ Сухого на мысль создать еще одну версию самолета Су-27, теперь уже штурмовую. Ахуенно получается — скоро почти весь парк боевых самолетов воздушно-комических сил Роисси может состоять только из самолетов семейства Су-27: Су-27С/П, Су-27СМ/СМ2/СМ3, Су-30СМ, Су-30М2, Су-35С, Су-34 и “бронированный Су-27М — штурмовик полетной массой ок. 40 тонн”. Кеклолмда 😀

Что касается нового штурмовика то конечно имеются и иные соображения: а) оснастить штурмовики съемными штангами дозаправки топливом в воздухе; б) создать увеличенную версию Су-25 (с увеличенным запасом топлива) (это фактически выльется в создание нового самолета, придется всё пересчитывать, продувать, моделировать, много думать и т.п.); в) вернуться к проекту легкого однодвигательного(!) истребителя-бомбардировщика Су-37 (Су-137) конца 1980-х годов или даже штурмовика, который пилили в ОКБ Сухого в тоже время по программе Ш-90 (например Т-12, говорят, что были и другие варианты, менее экзотические).

Вот еще что смущает — штурмовик на базе Су-34 (мда…) хотят сделать почему-то одноместным. Но ведь практика показывает, что оптимальный летательный аппарат для “работы по земле” именно двухместный — тот же Су-24(М), “Торнадо”, F-15E, все современные ударные боевые вертолеты. “Высокоточный” вариант Су-25С — Су-39 (быв. Су-25ТМ) — сразу создавался двухместным, на основе существующего учебно-боевого самолета Су-25УБ. Какое бы не было совершенное современное бортовое оборудование, без помощника — оператора вооружения (вооружения/связи/РЭБ) — летчику не обойтись.

Или желание создать штурмовик из Су-34 было еще и продиктовано желанием оснастить новый штурмовик тем же бортовым РЭО, что и бомбардировщик (т.е. РЛС и встроенной оптико-электронной прицельной системы) ? Но и это как бэ решается довольно просто — оснащением Су-25С и СМ новой бортовой многорежимной РЛС (метео/навигационной) и подвесными контейнерами с прицельной радиолокационной станцией (что-то такое русские делали, например, контейнерный РЛПК “Копьё-25” для Су-39) и навигационными и/или прицельными оптико-электронными станциями (типа LANTIRN, Litening, Sniper и т.п.). “Ой да лан, ты смари встроенная ОЭС на самолетах теперь тренд такой, вот на Су-34 есть, и на F-35 есть )))000 зачем контейнерные-хуейнерные станции ? )))0000“. Ну так как бэ Ф-35 это “стелс” поэтому там всё убирается в фюзеляж, Су-34-й же отнюдь не “стелс”. И т.п.

В общем странная идея делать из 45-тонного бомбардировщика одноместный штурмовик массой 35-40 тонн. Мягко говоря. Но русские пусть делают, чё. Расширят еще чутка семейство Су-27, бгг.

Более интересны потуги русских по развитию собственно бомбардировщика Су-34. Например, еще до 2014 года была запланирована модернизация самолета. В чем она заключается не знаю (возможно внесение каких-то конструктивных изменений по опыту серийного производства и эксплуатации, доработка бортового РЭВ (вероятно — новые средства связи, РЭБ, навигационное оборудование), интеграция новых типов АСП и т.п.). Кстати, насчет БРЭО — планируется ли модернизация основного РЛ прицельного комплекса Ш-141 ? Ведь благодаря именно ему (его антенне) носовая часть фюзеляжа этого бомбардировщика приобрела характерный вид утиного клюва. А если придется модернизировать самолет ? Ну тада придется создавать антенну вписывающуюся в “утиную морду” или полностью переделывать носовую часть самолета, что бы туда тупо антенна влезла. У Су-35С или Су-30СМ при замене/модернизации основной прицельной РЛС вряд ли возникнет такая проблема.

Также в начале 2000-х годов военные РФ сообщали, что планируется создать и специализированные версии самолета Су-34 — разведывательную (аналог Су-24МР) и радиоэлектронной борьбы (скорее всего самолет постановки помех).

Для первого варианта разрабатывался бортовой комплекс разведки БКР-3 (М-400), который в частности должен был включать РЛС бокового обзора М-402 “Пика”. Неясно, был ли создан этот бортовой комплекс разведки, но как таковой разведывательный вариант Су-34 пока что так и не появился. Возможно от специализированного самолета-разведчика решили отказаться, как это сделали на западе, где от разведчиков, созданных на базе самолетов фронтовой авиации отказались еще в первой половине 1990-х годов (в пользу БЛА различных типов и спутников). Несколько лет назад появилась информация о создании для Су-34 универсального контейнера разведки (УКР) “Сыч”. УКР разработан в 3 вариантах: контейнер РТР, контейнер радиолокационной разведки (как я понял, это контейнер с РЛС БО с активной ФАР) и контейнер оптической разведки (вероятно установлена лазерная, телевизионная и тепловая аппаратура разведки, а может быть даже и АФА (?!)).

Что касается варианта РЭБ, то о нем почти ничего неизвестно, можно лишь предполагать, что это самолет постановки помех коллективной обороны (т.е. для прикрытия группы самолетов, а не одиночного самолета, как например станции “Сорбция” или “Хибины”). Несколько лет назад появиласть информация, что КНИРТИ разрабатывает для Су-34 комплект контейнерных средств радиоэлектронного подавления груповой защиты (ККС РЭП) Л-700 “Тарантул”. Судя по всему Л-700 “Тарантул” (он же САП-14 ?) представляет собой набор из 4-5 контейнерных станций мощных шумовых помех, каждая из которых перекрывает определенный частотный диапазон. Будет ли при этом самолет оснащаться еще и средствами радиоэлектронной разведки неизвестно. Также неясно будут ли оснащаться специализированными средствами РЭБ строевые бомбардировщики Су-34, или таки в планах есть создание специализированного самолета РЭБ (т.е. аналога самолетов EA-6B, EF-111, EA-18G).

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.